ВОПРОС ПСИХОЛОГУ: ЕСЛИ РЕБЕНОК К ГОДУ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ, ЭТО СЕРЬЕЗНО?

394

МОЕМУ СЫНУ 1 ГОД И 1 МЕСЯЦ. ВО ВСЕХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СКАЗАНО, ЧТО К ЭТОМУ ВОЗРАСТУ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ КАК МИНИМУМ 8 СЛОВ. ТАК ЛИ ЭТО? И ЕСЛИ НАШ МАЛЬЧИК ПОКА ПРОИЗНОСИТ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ, СТОИТ ЛИ НАМ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ТРЕВОЖИТЬСЯ?  НАДЕЖДА,      Г. ИЖЕВСК

Консультант: Ирина Найдина, детский психолог

К 1 году уровень психоэмоционального развития ребенка можно оценить по речевым навыкам или… по их отсутствию. Если малыш ничего не говорит, мы, психологи, утверждаем, что это всегда — признак неблагополучия. А педиатры и неврологи придерживаются другого мнения. Они бьют тревогу только после 3 лет, когда ребенок уже испытывает серьезные проблемы с коммуникацией. Ведь пока малыш не говорит совсем или говорит, но плохо, окружающие редко понимают его правильно. Он из-за этого злится, становится капризным, а часто еще и агрессивным.

Со сверстниками ему сблизиться тоже сложнее и на игровой площадке, и позже в детском саду. Так что к школе коммуникативный опыт такого ребенка оказывается гораздо беднее, чем у его одногодок. Помимо этого, отставание в речевом развитии может впоследствии вылиться в дислексию или дисграфию, которые ухудшают успеваемость.

Причины для возникновения задержки могут быть самыми разными, и конфликтами между супругами или депрессией у мамы их круг не ограничивается. Сегодня у детей все чаще встречаются проблемы с сенсорной интеграцией, под которой современные психологи подразумевают связанную работу органов чувств, вестибулярной системы, суставов, мышц и кожных рецепторов. К нарушениям на этом уровне, в частности, приводит малоподвижный образ жизни.

Кесарево сечение и гормональная стимуляция во время родов тоже нередко вызывают нарушения на уровне центральной нервной системы, отчего может снизиться суставно-мышечная чувствительность в области рта. А это, в свою очередь, уже влияет на развитие органов речи. Правда, проблемы возникают под влиянием нескольких неблагоприятных факторов, а не какого-то одного, но если задержка налицо, стоит проконсультироваться со специалистом.

Профилактика задержек речевого развития в дошкольном возрасте одна – давать ребенку возможность как можно больше двигаться, но не в одиночку, а в тесном эмоциональном и тактильном взаимодействии со взрослым.

Источник