СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ: И ПОЛЬЗА, И ВРЕД

245

СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ АССОЦИИРУЮТСЯ У НАС С ВЕЧНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И ТЕПЛЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ. А НЕГЛАСНО ОНИ ДАВНО УЖЕ СТАЛИ ПРЕДМЕТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ. НО СПОСОБНЫ ЛИ НАШИ ДЕТИ УСВОИТЬ СОВЕТСКУЮ МОРАЛЬ И РАЗДЕЛИТЬ НАШ ВОСТОРГ?

Консультант: Татьяна Бедник, детский психолог

Сегодня многие родители не задумываясь делают выбор в пользу советских мультфильмов. Наше поколение на них выросло, их мораль нас умудряла. И сама идея поделиться с ребенком частичкой собственного детства нам очень импонирует. Но времена меняются.

Ритм жизни, декорации, нравы, герои, сюжеты ‒ все трансформировалось до неузнаваемости. Такая кардинальная перестройка заставила нас задуматься, насколько органично советские мультфильмы вписываются в современный век? Ответить на этот вопрос нам помог детский психолог.

РЕДАКЦИЯЧему учат советские мультфильмы?

ТАТЬЯНА БЕДНИКВ советских мультфильмах совершенно четко проводится грань между злом и добром, в них всегда предельно ясно, что хорошо, а что плохо. Беда, когда с этими основополагающими категориями возникает путаница. Например, персонаж положительный, и зрители ему явно импонируют, а он гадости такие вытворяет, что диву даешься.

В некоторых современных мультфильмах есть такие герои. Взять хотя бы своенравную и вечно недовольную девочку из российского мультсериала «Маша и Медведь». Она же капризничает постоянно и «взрослых» ничуть не уважает. Конечно, нам забавно на нее смотреть, и мы можем даже умилиться ее проказам, но маленький ребенок не способен отделять частности от общих правил.

Р.Значит ли это, что современные мультфильмы лучше ребенку не включать?

Т.Б.Нет, просто среди них нужно искать «правильные». Исключать их полностью – не самая удачная идея, ведь это часть современной детской субкультуры. Ребенок должен ее знать, потому что он в ней живет и растет. К тому же дети любят играть в игрушки, сделанные по мотивам современных мультсериалов, им нравится примерять на себя роли этих персонажей. Если ваш ребенок будет смотреть исключительно советские мультфильмы, в детском коллективе он будет часто исключен из общих игр.

Р.: А по какому принципу следует отфильтровывать советские мультфильмы?

Т.Б.: Для малышей в возрасте до 5 лет больше подходят мультфильмы 1950‒1960-х годов. Они пропитаны вечными ценностями, проповедуют понятную мораль. И все старые мультики, где героями выступают животные. С ними малышу легче себя идентифицировать, ему проще вживаться в их образ, а ведь именно этим дети и занимаются, когда мы показываем им мультфильмы или читаем сказки.

После 5 лет можно показывать ребенку мультики с человеческими персонажами и наши советские сказки. К слову, современные полнометражные западные мультфильмы наподобие «Шрэка» или «В поисках Немо» детям младше 7‒8 лет не подходят.

Во-первых, они длятся дольше часа, и такое «испытание» сложно выдержать маленькому ребенку.

Во-вторых, в них часто затрагиваются «взрослые» темы и используется совсем недетский юмор. Не зря же эти мультэпопеи очень популярны среди взрослых. И смотрят их, чтобы расслабиться или переключиться, а не одухотвориться.

ВСЕГДА И ВМЕСТЕ

Диафильмы – чудесная замена телевизору или планшету. У проектора ребенка не оставишь одного, это будет непременно совместный просмотр. И всегда можно воспользоваться возможностью остановить кадр, подробно обсудить сценку, поразмышлять вместе с малышом над поведением и характером персонажей. Для ребенка самое главное – чтобы мама и папа были рядом, а диафильмы это условие выполняют в полной мере.

Р.: Как лучше организовывать просмотр?

Т.Б.: В идеале мультфильмы ребенок должен смотреть вместе со взрослым. Тогда есть возможность любые неоднозначные, пугающие или непонятные места пояснить ему на ходу. Только в этом случае мультфильм принесет пользу. А если усаживать детей перед экраном в полном одиночестве, то мы никогда не узнаем, что они оттуда извлекут, даже если вы заранее старательно выбирали контент и ничего крамольного в сюжете не обнаружили.

Ребенка может напугать или озадачить что угодно, и без помощи мамы или папы он будет интерпретировать увиденное или услышанное на свой лад. А комментарии взрослых («Смотри, как дядюшка Ау разозлился! Слышал, что он сказал?!») позволят ему разобраться в происходящем.

С.Р.: Почему многие дети предпочитают советским мультфильмам западные?

Т.Б.: Ничего удивительного в этом нет. Западные мультики ярче, сюжет в них развивается очень динамично, картинки быстро сменяют одна другую. Такой ритм завораживает любого ребенка, как калейдоскоп. Но в результате возникает настоящая зависимость. К тому же если советские мультфильмы были очень короткими, то западные заметно длиннее. И, как правило, их показывают сразу по несколько серий, так что втянуться можно очень быстро.

Если ваш ребенок не может оторваться от мультфильмов, важно честно себе сказать: это не он сам садится их смотреть, это вы его усаживаете перед экраном. Чтобы не мешал, чтобы самим отдохнуть. А теперь вы хватаетесь за голову. Чтобы зависимость не сформировалась, должно быть так: посмотрели мультик, обсудили его вместе ‒ и пошли заниматься другими интересными делами. 

Р.: Что делать, если ребенок остро отреагировал на какой-то мультфильм: стал бояться одного из персонажей или копировать агрессивное поведение героя?

Т.Б.Лучше такие моменты проигрывать. Любой человек, неважно, ребенок это или взрослый, реагирует на то, что скрыто у него внутри. Если малыш испугался какой-то сцены из мультфильма или остро на нее отреагировал, значит, определенное событие из его жизни в видоизмененном виде на эту сцену наслоилось. Чтобы малыш пережил сильные эмоции и справился с возникшими впечатлениями, ему необходимо помочь. Как? Включить эту сцену в его игру.

Приведу наглядный пример из своей практики. Одного мальчика напугало действительно страшное дерево из мультика про дядюшку Ау. Оно оказалось таким прожорливым, что начало есть все подряд. А в какой-то момент стало ясно, что скоро это дерево проглотит и своего создателя, и его друзей. Сначала мальчик с удовольствием смотрел этот мультик, а потом вдруг отказался его включать категорически. И перестал есть суп.

Чтобы исправить ситуацию, мама выбрала подходящий момент, когда ребенок был занят игрой в машинки, присела рядом и предположила вслух: «Смотри, у нас на дороге выросло дерево! Интересно, почему? Как думаешь, отчего оно стало есть всех подряд? Может быть, ему воды не хватило?». Так, максимально ненавязчиво, она несколько раз проигрывала сцену с деревом до тех пор, пока у мальчика не пропал к этой теме интерес. И да, суп он с тех пор уплетает за обе щеки!

Источник

Загрузка...