Развиваем чувство справедливости у ребенка

104

Многие родители слышат от своих детей жалобы на несправедливость, и зачастую в их словах есть доля правды. Что мы говорим детям с обостренным восприятием справедливости? Часто на подобные заявления родители реагируют тем, что либо полностью игнорируют переживания ребенка, либо относятся к ним с иронией и сарказмом. Например:

  • «О… приятель, ты еще не знаешь, что значит несправедливость» или
  • «Жизнь не всегда справедлива (прими этот факт)», или
  • «Справедливо не значит поровну», или
  • «Здесь я решаю, что справедливо, а что – нет».

В конце концов, как родители вы тоже хотите быть справедливыми и чтобы вас ценили за всю ту тяжелую работу, которую вы проделываете, чтобы действительно быть справедливыми. Просто ваш маленький жалобщик забывает о тех случаях, когда у него было небольшое преимущество, и вы принимали решения в его пользу.

Хорошо, но чего мы хотим добиться в долгосрочной перспективе? Является ли обостренное восприятие справедливости ребенка его хорошим качеством? Разве мы не хотим, чтобы наши сыновья и дочери смотрели на мир и вставали на защиту от несправедливости и беззакония?

Как правильно отмечать и даже усиливать это врожденное восприятие справедливости и честности и при этом сохранять свое достоинство и роль авторитета и лидера семьи? Вот некоторые полезные инструменты:

  • Связь с ребенком должна быть на первом месте. Скажите ему: «Да, когда в гости к твоему брату приходит его друг, а к тебе – нет, это кажется несправедливым. Расскажи мне поподробнее, что ты думаешь об этом», а затем выслушайте его ответ. Чувства вашего ребенка реальны, он получит огромную пользу от того, что вы его выслушаете. При этом вам не нужно исправлять ситуацию, важно просто его понять и поддержать.
  • Интересуйтесь реальной проблемой. «Эта ситуация заставляет тебя думать, что я люблю его больше, чем тебя?». (Раскройте свои объятия навстречу ребенку.)
  • Задавайте вопросы для того, чтобы помочь ребенку увидеть ситуацию в другой перспективе. Говорите примерно следующее: «Что бы ты почувствовал, если бы друг пришел в гости к тебе, а не к брату?», «Интересно, как часто люди, о которых забывают, или те, кто лишен чего-то, считают это несправедливым?», «Как ты думаешь, много ли в мире людей, которые считают, что по отношению к ним другие поступают несправедливо, людей, которых мы даже не замечаем?».
  • Позвольте ребенку выразить свои эмоции и чувства, а затем вместе ищите решение.Пусть он знает, что чувствовать огорчение и разочарование тогда, когда не получаешь желаемого, нормально. Вместе придумывайте идеи, чтобы помочь ему почувствовать себя немного лучше. Помните: речь идет не о том, что нужно торговаться с ребенком по поводу того, как добиться справедливости. Необходимо поддержать малыша в его поиске других способов почувствовать свое значение и связь с людьми, которых он любит.
  • Показывайте пример того, как нужно отстаивать правду и справедливость. Если быть до конца честными, нужно признать, что современному миру присуща несправедливость. Но это не значит, что нужно оставаться безучастным. Поднимать свой голос на защиту справедливости можно по-разному. Возможно, ваш ребенок захочет выступить за равный для всех доступ к системе здравоохранения? Или за обеспечение всех учеников необходимыми школьными принадлежностями? Важно, чтобы вы сами были не безразличны к тому, что происходит вокруг и показывали пример достойного, благородного поведения.

Источник

Загрузка...