Как научить малыша следить за своими вещами

106

В том, что ребёнок где-то что-то забыл, ничего экстраординарного нет. Такое случается даже со взрослыми. Но когда потеря вещей происходит с завидным постоянством, на это стоит обратить внимание.

Зрим в корень

В первую очередь, нужно определить причину невнимательного отношения к вещам. У каждого она своя. Один ребёнок может всё терять из-за чрезмерной суетливости и гиперактивности, а другому следить за личными вещами мешает медлительность.

Для всех малышей 3-5-летнего возраста характерно быстрое переключение внимания и отсутствие логического мышления: вот ребёнка увлекло что-то на детской площадке, и он думать забыл о том, что оставил своё ведёрко на лавочке. А потом его и вовсе мама домой позвала, так что о ведёрке он вспомнил только к вечеру.

«Растеряшей» ребёнок может стать и из-за сильных эмоций. Например, на начальном этапе обучения большинство школьников испытывают стресс, мешающий им сосредоточиться.

Разбор полётов

Не стоит выплёскивать на «растеряшу» свои обиженные чувства, лучше предложить конкретную взрослую помощь. Нотации по поводу бережного отношения к вещам, тем более ругань, не приводят к положительным результатам. Спокойно обсудите причины сложившейся ситуации и тактику дальнейших действий.

Ребёнок, конечно, понимает, что вещи стоят денег, но нужно донести и мысль о том, что во всё, что у него есть, вложены время и труд родных людей. У детей свои ценности: «дорого» для них не значит «важно».

Лучше заведите правило: при пропаже любого предмета его замена всегда будет дешевле. Объясните, что расходы на повторное приобретение «крутых кроссовок» или модных школьных принадлежностей не запланированы.  Некоторые родители дисциплинируют своих детей с помощью денег на карманные расходы, ставя условие, что потерянные вещи школьник будет обязан приобрести на свои собственные сбережения.

Ничего лишнего

Не покупайте лишних вещей, иначе они перестанут цениться. Следовательно, следить за тем, где и в каком состоянии они находятся, ребёнок не будет. Расскажите и покажите, как ухаживать за своим детским имуществом, как нужно наводить порядок в игрушках или своей комнате. Сделать это следует уже в трёхлетнем возрасте – сначала в игровой форме, а затем постепенно переводя уборку собственных вещей в круг обязанностей, воспитывая таким образом в ребёнке аккуратность и ответственность. При необходимости напоминайте и помогайте малышу в его домашних делах.

Даже к самой маленькой крохе и даже при самой большой истерике потерянные вещи не должны возвращаться чудесным образом, без усилий со стороны самого владельца. Не спешите заменить потерянный предмет новым. Ребёнок должен ощутить дискомфорт от своей рассеянности, чтобы впредь быть более внимательным.

Долой суету!

Самоорганизация или, проще говоря, собранность – качество очень важное. Планируйте сами и научите этому своего ребёнка. Наладьте распорядок дня: утром должно быть время на сборы без спешки, после занятий в школе обязательны отдых, выполнение домашнего задания, хобби, спорт или послеобеденный сон. И обязательно будьте для своего ребёнка примером!

Делаем метки

Чтобы в случае потери ребёнок смог отыскать свою вещь, поставьте на ней особую метки и ознакомьте с ней ребёнка. Это может быть личный логотип, вензель из инициалов, изображение мультяшного героя или просто фамилия, написанная шариковой ручкой. Проделайте это со всеми вещами малыша. В школьный рюкзак, мешок для сменной обуви и спортивной формы, футляр с музыкальным инструментом следует поместить и бирку/нашивку с номерами телефонов родителей.

Всему своё место

Чем реже вещь вынимается «не к месту», тем больше шансов, что она останется у своего хозяина.  Ребёнок должен твёрдо знать, что шапку нужно затолкать в рукав, носочки оставить в тапочках,  тетради сложить в папку, а карандаши – в пенал (рекомендуется завести небольшой, с резинками, и заполнить его весь, чтобы в конце урока можно было одним взглядом оценить, все ли принадлежности собраны). То, что можно привязать, привяжите. Варежки пришейте к резинке,  прикреплённой к петельке куртки. Очки и телефон удобно носить на цепочках и шнурках. Если сменка и форма помещаются в портфель, то лучше складывать их туда, а не в отдельный мешок.

Хочешь, я и тебя сосчитаю?

Развивайте внимание ребёнка. С самого раннего возраста можно ввести ритуал: собираясь на прогулку, вслух считайте игрушки и другие необходимые предметы, которые берут с собой. По возвращении подсчёт повторите, чтобы понять, всё ли вернулось домой.

Составьте со своим школьником «список необходимостей», по нему он сможет сверить свои вещи, выходя из дома/школы.

Весёлые напоминалки

Ели малыш боится что-то забыть или потерять, придумайте вместе с ним забавные стишки-напоминалки. Например, «Отправляясь в дальний путь, ключ от двери не забудь!» или «Вон из зала не беги, пока не сложишь башмаки».

Также очень хорошо работают аббревиатуры.  В музыкальную школу ребёнок может ходить с «лисой», зная значение английского слова ФОКС  (форма, обувь, ключ, скрипка), а на спортивную тренировку брать СОК (спортивная форма, обувь, ключ).  СПОКИ – спортивная форма, портфель, обувь (сменная), ключ, инструмент (музыкальный) – это сокращение практически универсальное. Составьте что-то похожее, подходящее именно вашему «рассеянному с Бассейной».

Загрузка...