Интересные эксперименты, которые помогут понять родителям, как развивается и мыслит их ребенок

517

Все родители хотят лучше понимать своих детей, независимо от того, сколько им лет. Особенно сложно тем, у кого совсем маленький ребенок. Ведь до определенного возраста он не может сказать, чего хочет и почему плачет.

Итак, несколько экспериментов, которые помогут родителям понять, как развивается, мыслит и растет их ребенок. Проводить их можно, начиная с 3-го триместра беременности и до 7-го года жизни ребенка.

Вот самые любопытные:

Эффектное исчезновение. Для ребенка 7–9 месяцев: проверяем навыки решения проблем

Проведя этот эксперимент, вы добавите в свое родительское резюме еще и такое качество, как «потрясающий, невероятный волшебник».

ЧТО ВАМ НУЖНО

  •  Плоская поверхность.
  • Салфетка.
  •  Игрушка, достаточно маленькая, чтобы ее можно было накрыть салфеткой.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Положите салфетку на плоскую поверхность перед ребенком так, чтобы та оказалась в пределах его досягаемости. Покажите малышу игрушку, чтобы он ею заинтересовался. Вы даже можете дать ее ему подержать пару секунд, если это поможет привлечь его внимание. Напомните себе, что вообще-то вы не волшебник и не пытаетесь им стать прямо сейчас. На глазах у ребенка и совершенно не таясь, возьмите игрушку и поместите ее под салфетку. В том месте, где она будет спрятана, должен образоваться большой заметный бугор. Посмотрите, что будет делать ребенок.

ИТОГ ЭКСПЕРИМЕНТА

Есть пара возможных объяснений того, почему этот фокус так вам удался. Первое — ваш малыш был настолько поражен этим «актом исчезновения», что даже не попытался поискать пропавшую игрушку под салфеткой.

На самом деле секрет головокружительного успеха этого не очень сложного трюка прост: у маленьких детей еще не развито понимание постоянства объекта. За этим мудреным психологическим термином скрывается простое явление: вы знаете, что объект стабилен, постоянен и продолжает существовать, даже если вы его не видите. Обычно понимание этого развивается у детей примерно к восьми месяцам.

И как только это произойдет, ваш фокус перестанет работать. Когда ребенок осознает, что вещи не исчезают бесследно всякий раз, когда он теряет их из вида, он легко сможет находить игрушку под салфеткой — и даже отыщет мяч, когда тот в следующий раз закатится под диван.

Ребенок учится тому, что объекты стабильны и постоянны, и вы тоже. Поэтому теперь, когда вы уходите из дома на работу или на минутку выходите из комнаты, он знает, что вы существуете, находитесь где-то неподалеку, и хочет, чтобы вы вернулись — немедленно! Поэтому не удивляйтесь, что его быстрое интеллектуальное развитие сопровождается всё более трудными расставаниями.

Я тебя знаю? Для ребенка 12–18 месяцев: проверяем социальное развитие

К этому возрасту ваш ребенок уже весьма хорошо вас знает. Знает ваше лицо, голос и даже запах. Знает, что вы подносите к его рту еду, когда он голоден, и читаете ему книжку, когда он кладет ее перед вами. Так что же будет, если он обнаружит, что обтянутая джинсами нога, за которую он цепляется, принадлежит не вам? Справится со страхом или попытается убежать и спрятаться?

Этот классический для специалистов по изучению детского развития эксперимент, в котором вам предстоит поменяться местами с незнакомым вашему ребенку человеком, покажет, насколько малыш по-прежнему привязан к вам.

ЧТО ВАМ НУЖНО

  •  Комната с двумя креслами и игрушками на полу.
  •  Кто-то незнакомый вашему ребенку.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Войдите в комнату вместе с ребенком, сядьте в одно из кресел, а малышу позвольте изучать лежащие на полу игрушки. Сидите примерно три минуты. Теперь в комнату должен войти незнакомец, приветствовать вас и тихо сесть во второе кресло. Подождите еще три минуты.

Пока незнакомец отвлекает вашего ребенка, выйдите из комнаты. После вашего ухода незнакомец должен оставаться в комнате еще три минуты. Вернитесь в комнату и позвольте незнакомцу уйти. Оставайтесь в комнате — вы угадали! — три минуты. Покиньте комнату, но на этот раз незнакомец не должен вас заменять.

Теперь ребенок три минуты побудет в комнате один. Пусть в комнату войдет незнакомец и три минуты побудет с ребенком. Вернитесь в комнату, а незнакомцу позвольте уйти.

ИТОГ ЭКСПЕРИМЕНТА

Вся эта безумная перетасовка родителя и незнакомца — то в комнате только вы, то вместе, то только он, то вообще никого из взрослых — предназначена для того, чтобы оценить уровень привязанности ребенка к вам. Реакция его может варьировать в очень широких пределах: от абсолютного неприятия того, что вы скрываетесь из виду, до невозмутимого согласия с тем, что теперь за ним будет присматривать незнакомый взрослый.

Реакция, которая для вас желательна — психологи называют ее «безопасной привязанностью», — находится ровно посередине между двумя этими полюсами. Привязанность ребенка к вам считается безопасной, если сохраняется разумный баланс между его желаниями быть рядом с вами и независимо исследовать окружающий его мир.

Один из лучших способов обеспечить безопасную привязанность ребенка — быть чувствительными и отзывчивыми к его нуждам.

Исследования показывают, что родители, дети которых ощущают к ним безопасную привязанность, обычно правильно «считывают» сигналы малышей и быстро реагируют на них. Если взять ребенка на руки, когда он хочет тепла, или успокоить его, когда он плачет, это покажет ему, что вы внимательны, близки и надежны.

Но отзывчивость и чувствительность не означают, что нужно баловать ребенка и ограждать его от любого дискомфорта.

Малышу полезно время от времени сталкиваться с трудностями, чтобы выработать разные важные навыки. Например, если научить его самостоятельно успокаиваться и засыпать (вместо того чтобы брать его на руки и давать грудь по первому же писку), это и ему, и вам даст возможность спать гораздо лучше. Пусть он сам решает некоторые проблемы: так будет лучше в первую очередь для него. Не стоит бросаться собирать пазл, заметив, что малыш на секунду задумался над ним. Дети, которым дают побороться с трудной проблемой, в конце концов понимают, что, приложив определенные  — пусть и значительные — усилия, они могут сами успешно решить ее.

Перейдите к следующей странице, нажав ее номер ниже